Введение в систему "Ёж"
Основные принципы построения, идеи, философия "ежа".
Серьезно увлекшись шахматами, я начал «бродить» по Интернету в поисках шахматной литературы. Особенно меня интересовали всякие ловушки и комбинации. И набрел на относительно новую книгу Гарри Каспарова про дебютные новинки. Первый раздел этой книги был посвящен системе «Ёж». Для меня этот раздел стал настоящим переворот в уже изученной мною шахматной теории. Эта система — не просто отдельная ловушка или комбинация для соперника, а целый комплекс построений, комбинаций — от дебюта до эндшпиля. Поискал уже конкретные материалы по данной системе. Все, что нашел, постарался тщательно проштудировать и начал применять на практике.
Итак, приступим к введению Вас, уважаемые читатели, в «ежовый» мир шахмат. В дальнейшем употрe6лять слова «ёж», «ежовый», «игла», «колючий» в материале буду без кавычек. Пусть читатель понимает эти слова в шахматном смысле, а не в зоологическом.
Немного истории. Первые партии с ежом появились в начале 20-го века. Конечно их качество в целом было далеко от совершенства, но уже тогда некоторые талантливые первопроходцы находили правильные расстановки фигур и методы контригры. Название ЕЖ данная система получила с легкой руки английского гроссмейстера Уильяма Хартстона. Если кто не знает его, то может вспомнит одно его, по-моему, гениальное высказывание «Шахматы — это не то, что сводит человека с ума;
В шахматной теории под словом ёж подразумевают пешечную структуру с расположением черных пешек по шестому ряду или белых пешек по третьему ряду. Вот примерная ежовая позиция.
Четыре черных пешки ощетинились по шестой горизонтали, словно иголки, и контролируют поля пятой горизонтали. Фигуры черных надежно спрятаны за защитным барьером. Все это напоминает свернувшего клубком лесного ежика, на которого пытается напасть дикий волк. В любой момент ёж готов выпрямить свои иголки (пешки b, d или e) и больно уколоть противника.
Пятая горизонталь является своеобразной прифронтовой зоной. Соперники до 15, а иногда до 20 хода маневрируют своими фигурами на отведенных им пространствах. У белых оно ограничено четырьмя горизонталями, у черных — тремя. Появление на пятой горизонтали какой — либо пешки или фигуры означает начало открытого столкновение сил. И побеждает тот, кто к этому оказывается лучше подготовлен.
Всевозможных модификаций ежовых позиций — огромное количество, среди них многие не имеют реальной теоретической ценности. Но самое главное — ежом обычно называют схемы, в которых белая пешка «d» меняется на черную пешку «с», при этом у белых часто стоит пешка на с4, а перед ней броня ежа на e6, d6 и b6. Обязательным является положение черной пешки на e6, а не на е7. Бeз этого колючего элемента структура черных пешек напоминает дракона из сицилианской защиты, но не как не ежа. Например в следующей партии
1. e2 — e4 c7 — c5
2. Kg1 — f3 d7 — d6
3. d2 — d4 c5 : d4
4. Kf3 : d4 Kg8 — f6
5. Kb1 — c3 g7 — g6
6. Cc1 — e3 Cf8 — g7
7. f2 — f3 0 — 0
8. Фd1 — d2 Kb8 - c6
Как только пешка все-таки идет на e6, прикрывая от белых фигур поле пятого ряда на d5, дракон может превратиться в сицилианского ежа такого же по размерам!
Гигантский рывок в развитии системы ЕЖ был сделан в 70-х годах. Все же до этого времени такая система считалась лишь баловством, способом просто удивить соперника. Хотя похожей ежовой стратегии придерживался в свое время Рихард Рети. Вспомните разработанный и внедренный им одноименный дебют (дебют Рети). Он развивал фигуры не далее третье горизонтали за белых, позволяя сопернику создать сильный пешечный центр, и начинал активные действия только после основательной подготовки. Вот как играл сам Рети в одной из партии:
1. Кg1 — f3 d7 — d5
2. c2 — c4 c7 — c6!
3. b2 — b4 Cc8 — f5
4. Cc1 — b2 Kg8 — f6
5. g2 — g3 e7 — e6
6. Cf1 — g2 Kb8 — d7
7. 0 — 0 h7 — h6!
Это еще не еж, но основные мысли этой позиции и ежовой совпадают.
Ярыми приверженцами ежовой системы стали Любомир Любоевич, Ульф Андерссон, Портиш, Полугаевский, Гарри Каспаров. Раз есть зверь — всегда появляются «охотники» на него. К таким шахматистам в первую очередь можно отнести Виктора Корчного, Ульмана и Анатолия Карпова. Они воспринимали данную систему как личный вызов и при каждом удобном случае старались ее опровергнуть. Вот такая позиция возникла в партии «охотника» на ежа гроссмейстера В. Ульмана. В ней он разыгрывал белыми дебют по названием английское начало.
1. c2 — с4 c7 — с5
2. Kg1 — f3 Kg8 — f6
3. Kb1 — c3 e7 — e6
4. g2 — g3 b7 — b6
5. Cf1 — g2 Cc8 — b7
6. 0 — 0 Cf8 — e7
7. d2 — d4 c5 : d4
8. Фd1 : d4 d7 — d6
До окончательного построения системы еж осталось только пешку а7 продвинуть на а6. Что в данной партии и последовало.
10. Фd4 — e3 0 — 0
11. Kf3 — d4 Kb8 — d7
12. b2 - b3 Фd8 — c7
13. Cc1 — b2 Лf8 — e8
Черными построен типичный «английский» ёж с фианкетированными слонами у белых.
Какие основные плюсы ЕЖа, спросит читатель?
-
сторона, захватывающая пространство, имеет проблемы с защитой своих форпостов — полей е4 и с4, особенно, когда там стоят пешки или фигуры;
-
соперник, играющий против ежа, всегда рискует попасть в психологическую ловушку: у него возникает ощущение превосходства своей позиции, а с ним и жажда атаки. Даже анализы компьютерных программ показывает стойкое преимущество позиции «охотников», но при этом не указывают планов и идей! Пара резких, неосторожных ходов — и все, позиция белых фигур сыпется как карточный домик. Черные фигуры распрямляются как пружина. И горе белому королю;
-
при хорошей подготовке разыгрывать ежа легче — каждая их фигура знает свое место на шахматном поле. Можно делать спокойно много ходов, не тратя времени и выжидая неточности соперника. Поэтому ёж очень хорош в швейцарках. Соперникам некогда всерьёз готовиться, а за одно утро понять все ежовые хитрости еще никому не удавалось, даже с компьютером.
Попробую донести до читателя основные идеи и принципы Ежа. И уж прочитав их, решайте, играть вам или не играть эту систему как за колючего зверька, так за его охотника. Ведь еж это есть всегда плод обоюдного согласия сторон. Белые могут его и не допустить.
-
Разменные операции. Квалифицированному шахматисту известно, что в стесненных ситуациях размены выгодны. А вот в еже наоборот! Размены снижают боевой потенциал ежовых фигур. Особенно важно сохранить своего ферзя (с ферзем соперника можно и не церемонится
), чтобы после вскрытия игры белый король получил по заслугам (ату его ату
).
-
Неправильный дебют. Как разыгрывают начало партии знают даже новички— быстрое развитие фигур и борьба за центр. Но оба эти принципа в еже не действуют! Черные отказываются от борьбы за центр, позволяют пешкам и фигурам противника занять его. И при этом отстают в развитии. Но взамен они получают крепкую броню из пешек по шестой горизонтали. За ней на седьмом и восьмом ряду гармонично располагают свои фигуры. Белые, захватив пространство, должны быть постоянно бдительны и внимательно отслеживать все возможности вскрытия игры. Стоим им только «зазеваться" и фигуры черных выскакивают из пешечного укрытия и устремляются в тыл соперника.
-
Психологический фактор. Белым достается центр практически без боя, их позиция лучше и им хочется развить успех. Черные стоят, по их мнению, пассивно и их надо за это наказать! В процессе зачастую неподготовленной атаки белые легко могут перейти грань риска, ошибиться, и в контратаке черные их просто разорвут. Пассивность ежа обманчива, он умело прячет свои колючки. Еж — это игра на победу! Но игроку, страдающему клаустрофобией, играть ежа противопоказано. Необходимо сохранять хладнокровие в течение долгого времени. До определенного момента ...
-
Теория относительности. Играя ежа, замечаешь, что время в партии течет неравномерно. В миттельшпиле за пешечной броней можно неторопливо маневрировать, делать загадочные ходы налево и направо. Соперник тратит много времени на попытку разгадать замыслы соперника. Время замедляется! Но вот следует вскрытие игры и игра приобретает другой оборот. Ход времени резко ускоряется. Все относительно и изменчиво. И пассивность Ежа, и преимущество белых в пространстве, и неторопливость игры.
-
Тактика. Система еж — это схема для тактиков. Еж напоминает айсберг, у него как у этой ледяной глыбы, большая часть спрятана. И в одной партии можно продемонстрировать лишь малую толику своих возможностей в этой системе. Количество и сложность вариантов при вскрытие игры множество, но играть то один раз. Сосчитать все последствия того или иного хода практически невозможно. Но главное в еже не счет, а позиционное понимание. Если правильно поставить фигуры, тогда и последствия сложных тактических вариантов окажутся благоприятны для черных.
Вот таковы основные принципы, идеи, философия игры по системе Ёж. Я не призываю всех поголовно играть ежа, но быть готовым к нему считаю необходимым.
P.S. При написании этой статьи, посвященных «Ежу», использовались следующие источники:
Гарри Каспаров «Дебютная революция 70-х» Москва, РИПОЛ классик, 2007 (Современные шахматы)
Сергей Шипов, Монография «Миттельшпиль. Система «Английский Ёж». Москва, 2000г.
В.К. Багиров "Английское начало», Москва, Физкультура и спорт, 1989г.
Сергей Шипов, «Ёж. Хищники на шахматной доске: учебник стратегии и тактики» » Москва, РИПОЛ классик, 2005 (Искусство шахмат)
Ресурсы Интернета, в том числе Википедия, и ряд других материалов, перечисление которых может занять много места.
Автор статьи: aviktorov