Не воспринимай партию как сражение, а себя - как полководца. Не расстраивай себе нервы. Не озлобляйтесь. Не губите себя ненавистью к противникам.
Пролог.
Знаете ли вы, что шахматы - единственный вид спорта, осужденный церковными канонами. В качестве объяснения этому богословами, и в частности, диаконом Андреем Кураевым, выдвигается такая идея.
Человек гораздо сильнее ассоциирует себя с собственным мозгом, чем с физической оболочкой. Поэтому и проигрыш в шахматах он переживает болезненно, чем в других видах спорта. Игрок готов на все, чтобы победить своего соперника, на любое коварство. Что он только не желает своему визави перед партией. Жестокая, воинственная игра, в чем то даже примитивная. Напал - срубил - мат поставил.
Но так ли это? Может, все же, шахматы с войной и не связаны, и во время игры происходит не сражение, а, например, философская беседа? Ведь шахматная борьба философски двухцветна, исход черно-белых баталий непредсказуем; будучи сегодня на стороне светлых сил, завтра можно оказаться на стороне черных.
Для начала обратимся к истории возникновения шахмат.
Немного истории.
Посидел в интернете, поискал статьи про историю возникновения шахмат. Полная разноголосица. Вот судите сами:
- По свидетельству археологических раскопок — игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э.
- Первое официальное упоминание шахмат датируется 570 г. до н. э., которое повествует о том, как шахматы в качестве подношения персидскому царю покинули границы Индии. Само слово шахматы переводится с персидского «шах мат» - правитель умер.
- Есть мнения, что мат - от слова "мать", а шахматы создали скифы. Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII веку до н. э.
Ну про скифов верится с трудом. Все же большинство ученых, археологов склоняются к возникновению игры шахматы на востоке. Но перевод то какой - Правитель умер (убит, уничтожен). Опять приведу фразы из интернета:
- "Шахматы - одна из древнейших игр на Земле, сохранившихся до нашего времени; долгое время считалась игрой королей и аристократов."
- "Долгое время шахматы считались игрой властителей мира, многие из которых запрещали простому народу играть в них, дабы народ оставался невежественным".
Очень интересно получается - монархи, падишахи, цари разные сами играли в игру и разрешали другим играть, в основе которого лежит убийство правителя? Разрабатывались годами, веками сложнейшие правила и все ради чего? Может все же шахматная доска не поле брани, а скорее огород, который каждый возделывает в меру своего прилежания и таланта. К тому же шахматное искусство охраняется собственной музой Каиссой.
Что же остается от военной концепции - может названия фигур?
Краткая характеристика фигур.
У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур, условно называемых «белыми» и «чёрными». В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи , два слона , два коня и восемь пешек .
Король - он же шах, падишах, царь, вождь, верховный жрец и т.п. Пост значимый, но в военном плане нейтральный.
Ферзь - он же визирь, но в тоже время на европейский лад - королева или дама. А женщины в древности, откуда берут свое начало шахматы, предпочитали особо не высовываться. Исключения в виде, например, Жанны Д'Арк, только подтверждает правило.
Ладья - она же башня, крепость, тура. Налицо неприступность, но воинственность... К тому же ладья для славянских народов - это лодка. Опять милитаристского звучания нет.
Слон - он же бегун, епископ. Были в мировой истории боевые слоны, но эти эпизоды крайне малочисленны. Намного чаще слоны использовались как мирные и домашние животные. Да и церковно- легкоатлетическая грань данной фигуры не вписывается в военные доктрины.
Конь - транспорт гужевой, боевое значение под большим вопросом. Вот ипподром или прокатится - тут другое дело.
Пешка - пеший воин, но он же крестьянин, безлошадник. Вполне возможно, отчаявшись в нищете, он и готов повоевать, но куда же ему соваться в такой мирной компании (смотрите характеристики выше)?
Ничего боевого, истребительного, а тем паче человеконенавистнического (25 букв в слове!!!) смысла в названиях фигур, как и в названии "шахматы", разглядеть не удалось. Хочется верить, что человек все же достаточно мудр, чтобы в свои забавы, развлечения, привносить кошмарные убийственные мотивы. Хотя если вспомнить про компьютерные игры... Но давайте вернемся к шахматам.
Только спокойствие.
Вспомним, кто сейчас доминирует в шахматах, кто достигает наибольших успехов. В первую очередь это относится к бесспорному чемпиону и лидеру мировых шахмат Ананду, с каждым годом крепнут и другие индийские шахматисты. Необходимо упомянуть Китай, рвущийся в мировые шахматные лидеры и среди женщин и среди мужчин. Что есть у этих восточных парней и девушек, чего явно не хватает европейцам, американцам?
Это нечто - спокойствие. Или точнее, умиротворенность - согласие с миром, с тем, как он сотворен. И это не означает бездействие и пассивность. Это - стремление сделать все для максимальной собственной реализации, а значит, для улучшения мира. Все внутри. Изнутри приходит победа, там же таится поражение.
Индия, Китай - страны, в которых распространена одна из знаменитейших религий мира буддизм. Попробуем, проведем аналогию шахмат и буддизма. Возможно, все это будет натянуто и притянуто. Любое сравнение всегда хромает на обе ноги, поэтому не судите строго.
Три драгоценности.
В буддизме есть три важнейших явления, иначе именуемых "Три Драгоценности". Это Будда, Закон и Община.
Будда - главный учитель, победивший страдание ( кто не в курсе - он был человеком). Кто для шахматиста является Буддой? Чаще всего любой, кто играет сильнее. Но такая тяга к сотворению кумира из элитного игрока может привести к тому, что игрок не научится доверять своему восприятию, привыкнув метаться из стороны в сторону. Что же делать? Верить себе, своему взгляду, своей интуиции и пониманию. Самому для себя стать Буддой. Однако разбудить в себе природу Будды непросто, это требует времени и значительной работы над собой.
Закон - правила жизни. Что такое Закон для шахматного игрока? В узком смысле - правила шахмат, а также полученные знания, опыт и понятия. Но также для шахматиста существует огромное количество незначительных, казалось бы, деталей, без которых обойтись нельзя. Счастливое время игры, удобный и неудобный соперник и прочее, прочее. Каждый игрок для себя расширяет Закон игры, зачастую не осонавая этого. И Закон, при попустительстве шахматиста, начинает оказывать мощное воздействие на его жизнь. Тогда человек грустит и жалуется, не понимая, что именно он сделал не так? Всего-навсего усвоил и принял для себя извращенный Закон, который быстро стал трудноудалимой частью его внутреннего мира.
Община - мудрость легче усваивать коллективно. Причем тут шахматисты? Например, при подготовки к матчам на первенство мира претенденты "сколачивают" себе в помощь целые бригады из сильных гроссмейстеров. Кроме того, все мы - любители и профессионалы, слабые и сильные шахматисты, являемся некой духовной общностью. Причем, не важно, жив или нет ли тот или иной представитель шахматного мира. Разве, например, Нимцович, Стейниц оказывает ныне меньше влияния на формирования игры шахматиста, чем Карпов, Каспаров, Ананд. Тот же, кто вообразит, что может существовать и развиваться профессионально сам по себе, не сможет достичь успеха - он лишится могучей энергетической поддержки. Чемпионы и любители необходимы друг другу.
Плавно перейдем к самой важной теме, расширяющей наши познания о шахматной игре.
Страдания.
Жизнь человеческая есть страдание. Источник страданий - желание. Чтобы избавится от страданий - избавься от желаний.
По-моему, понять это с первого прочтения невозможно. Поэтому забудем это на время и вернемся к шахматам.
Каждый может вспомнить из своего шахматного опыта, в том числе из игр в реальной жизни или на данном сайте, следующую ситуацию. Играете партию с принципиальным соперником или важную турнирную партию. Желание выиграть, изничтожить, "порвать" соперника (лишив его при этом пунктов рейтинга) бурлит в вас, кипит, пенится. Позицию вы в общем то видите, но поверхностно. Да какая может быть позиция, когда "кровь из носа" - нужно выиграть. Начинаете нападать, совершенно не подготовясь, не накопив достаточно преимуществ. И в ответ пропускаете контрудар или просто делаете "зевок". И хорошо, если проигрываете сразу. Хуже, если в затяжном, противном эндшпиле. Начинается страдание. В чем причина его? В проигрыше важной партии? Ну а причина проигрыша?
Вариантов много, каждый может придумать что то свое. Птицы за окном чирикали, машины громко гудели, окружение отвлекало. Валим на все, что можно "подтянуть за уши" под объяснение поражения.
Но главная причина всего, что происходит с игроком, - внутри его. Всегда. И это надо именно понять. Вспомним поражение в партии. Желание выиграть оказалось настолько сильным, что игрок, пожираемый им, просто уже не мог по-настоящему хорошо видеть и воспринимать происходящее на шахматной доске. Формируется разрушительная, злобная эмоциональная структура внутри игрока, уничтожающая духовно его самого и губящая партию. В результате фактически обыграл сам себя.
А бывало, что играешь партию спокойно, результат особого значения не имеет. Делаешь десяток - другой - третий - восьмой хороших ходов, получая при этом искреннее удовольствие от процесса игры. И победа достигается как бы сама собой. Творческие достижения приходят всегда на пике расслабления!
Но как быть, если партия важная, и при этом выкинуть мысль об ее важности из головы?
Игрок - гуру.
Ответ неожиданный и простой: не желать победы. Вместо этого всячески помогать своим фигурам максимум того, на что они способны. Стать им учителем, советчиком, гуру.
Где пределы человека? Как можно вас ограничить?
Никто на свете не может ограничить вас.
Если вы сами захотите ограничить себя – вы сможете.
А иначе – все источники Вселенной в вашем распоряжении.
– Йоги Бхаджан
Гу́ру («достойный») в индуизме — духовный наставник, учитель. Гуру, в строгом смысле, является не учителем, передающим какую-либо информацию, а тем, кто направляет и питает Пробуждение ученика.
Возвращаемся к шахматам. Садясь за шахматную доску, вы уже не являетесь полководцем. Нет. Вы - гуру, помогающий своим фигурам и пешкам (ученикам) познать себя и проявить свои лучшие качества. Вы отыскиваете для них лучшее место для реализации, накопления заслуг. Шахматные фигуры сами по себе бессильны, если их не ведет мудрая и всеведущая рука гуру. Они в абсолютной власти шахматиста, руководящего ими. Но есть и обратная связь - забыв о любом из своих подданных, игрок едва ли сможет достичь победы в философском "диспуте". Если же все фигуры и пешки, руководимые мудрым Гуру, достигают полной реализации в партии, вряд ли есть опасность поражения.
Смотрим на доску, размышляем о происходящем. Думаем, чем помочь своим фигурам.
"Помогаем слону... Потом помогаем пешкам... Идут размены, фигур все меньше... Так, значит, подводим поближе короля...Что соперник так долго думает? Ох, да у него все пешки отпадают... Ух ты, он сдался."
Не победа, не спортивный результат (он вторичен) - полная реализация возможностей шахматных фигур, а через нее - и своя реализация в партии. Вот такова цель шахмат.
Заключение.
В статье нет абсолютно никакого стремления доказать, что шахматы явились плодом творческой мысли буддистов древности. Она основана на материалах интернета, и в частности сайта ВикипедиЯ, на статьях из журнала "64 - Шахматное обозрения" № 9 2009 г. - Марк Глуховский "Избавление от страданий" и Алексей Безгодов "Игра гуру".
Напоследок приведу слова Алексея Безгодова в особо понятном виде.
Ребята и девчата, не рвитесь к победе любой ценой. Не расстраивай себе нервы. Не озлобляйтесь. Не губите себя ненавистью к противникам. Лучше любите свои фигуры и заботьтесь о них, как только можете. У меня есть серьезные основания полагать, что благодарность их будет огромна.
Автор статьи: aviktorov