Достижение победы в этом эндшпиле, как и в рассмотренных ранее, не представляет трудной задачи. При матовании ферзем мат возможен только на краю доски или в углу. Поэтому годятся те же методы, что и при матовании ладьей. Необходимо лишь учитывать, что ферзь — фигура более боеспособная (держит под ударом большее число полей), поэтому, во-первых, мат может быть достигнут гораздо быстрее, чем ладьей (обычно достаточно 10 ходов), и, во-вторых, что весьма существенно, чаще возникают патовые ситуации. Вот об этом последнем обстоятельстве сильнейшей стороне не следует забывать с того момента, как одинокий король оказывается оттесненным на край доски.
13
14
15
16
На диаграммах 13—16 показаны типичные заключительные позиции при матовании ферзем. Так же как и при матовании ладьей, необходима помощь короля, которому отводится роль сторожа (диаграммы 13 и 16). Причем нахождение королей в оппозиции уже не является обязательным (диаграмма 16). Диаграммы 14 и 15 демонстрируют другой тип матовых позиций: король слабейшей стороны заматован ферзем, защищенным с тыла своим королем.
17
18
В позиции на диаграмме 17 белые могут поставить мат в один ход тремя способами: 1.Фb8X, или 1.Фс8X (по способу ладьи), или 1.Фе7Х.
В позиции на диаграмме 18 черные имеют пять путей к достижению мата в 2 хода: 1...Фf2+, 1...Фh2, 1...Фе4, 1...Фf5 и 1...Kpd3. Если же черные сыграют 1...Фf3??, то белым пат. На диаграммах 19—22 показаны еще четыре типичные патовые позиции.
19
20
21
22
Теперь посмотрим, как осуществляется весь процесс матования одинокого короля ферзем и королем (диаграмма 23).
23
Так как черный король находится ближе всего к углу h8, намечаем (план!) оттеснить его именно туда.
1. Фd1—d3. Как нетрудно убедиться, лишь к потере времени ведет попытка вытеснить черного короля из центра с помощью шахов. 1...Кре5—е6 2.Kpe1—е2 Кре6—е5. Король черных, естественно, старается как можно дольше задержаться в : центре доски, где мат ему не грозит.
3.Кре2—f3 Кре5—е6 4. Kpf3—f4 Кре6—f6 5.Фd3—d6+ Kpf6—f7 6. Kpf4—g5 Kpf7—g7. Если 6...Kpe8, to 7.Фс7! (сразу отрезая короля по седьмой горизонтали) 7...Kpf8 8.Kpf6! Кре8 9. Фе7(с8)Х или 8...Kpg8 9. Фg7Х.
7.Фd6—е7+. Хуже 7.Фf6+ Kpg8, и теперь совсем плохо играть 8.Kpg6??, и черным пат.
7...Kpg7—h8. Внимание! Как только черный король попадает на край доски, увеличивается опасность пата.
8.Kpg5—g6. Король белых максимально приблизился к своему черному коллеге. 8.Фf7?? ведет к пату (диаграмма 22).
8...Kph8—g8 9. Фе7—g7X. Или 9.Фе8X (9. Фd8Х).
В отличие от ладьи ферзь, как более сильная фигура, способен и сам без посторонней помощи загнать (но не заматовать!) короля в угол доски. Этот способ оттеснения не является быстрейшим, но зато он проще и при нем почти исключаются патовые сюрпризы.
Расставим на доске снова позицию диаграммы 23.
1.Фd3. Можно, конечно, начать оттеснение и с помощью других ходов, например 1.Фd7, 1. Фg4 или 1.Фа4.
1...Кре6 2.Фd4. Ограничение подвижности короля осуществляется каждым ходом.
2...Kpf5 3.Фе3. Оставляя черному королю три неполные вертикали. Ферзь все время становится на расстояние хода коня по отношению к неприятельскому королю, из-за чего последний вынужден отступать.
3...Kpg4 4.Фf2. Оставляя в распоряжении черного короля лишь две вертикали.
4...Kpg5. Или 4...Крh3 5.Фg1!
5.Фf3 Kpg6 6.Фf4 Kpg7 7.Фf5 Kpg8. Или 7...Kph6 8.Фg4!, и далее подобно главному варианту.
8.Фd7! Как только король становится на крайнюю линию, мы сразу же отрезаем его от остальной части доски и начинаем подводить на помощь своего короля.
8...Kpf8 9.Kpf2 Kpg8 10.Kpf3. Дальнейшее оттеснение короля в угол h8 может привести к пату: 10.Фе7 Kph8 11.Фf7?? — пат, и белые, обладая огромным материальным перевесом, сами себя лишают выигрыша. Поэтому, чтобы подобного не случилось, оттеснив короля на край доски, следует оставлять для его маневров 2—3 поля.
10...Kpf8 11. Крf4 Kpg8 12.Kpf5 Kpf8 13.Kpf6. Или 13.Kpg6. Белый король прибыл на место назначения. 13...Kpg8 14.Фg7X.
Упражнения
1. В позиции на диаграмме 23 самостоятельно оттесните одним ферзем черного короля на край доски с помощью хода 1. Фd7.
2. Решите задачу: белые — Kpd6, Фd2; черные — Kpd8. Белые начинают и дают мат в 2 хода. Сколько решений имеет это задание?
3. Решите задачу: белые — Kpg5, Фf6; черные — Kpg8. Белые начинают и дают мат в 3 хода.
4. Расставьте на доске такую позицию: белые — Kpg1, Фh1; черные — Kpg8. Ход белых. Какой их ход будет самым лучшим? Во сколько ходов они быстрее всего ставят мат черному королю?
5. Решите задачу: белые — Кpf6, Фа6; черные — Kph6. Белые начинают и дают мат в 2 хода.
6. Решите задачу: белые — Кре6, Фе2; черные — Кре8, Ce1. Белые начинают и дают мат в 2 хода.
7. Решите задачу: белые — Kpd6, Фd1; черные — Kpd8, Kd7. Белые начинают и дают мат в 3 хода.
8. Решите задачу: белые — Крс5, п. с7; черные — Кра5. Белые начинают и дают мат в 3 хода.
9. Решите задачу: белые — Kpd6, Фh1, Cg4; черные — Крb8. Белые начинают и дают мат в 2 хода.
10. Расставьте на шахматной доске 5 ферзей так, чтобы они держали под обстрелом все свободные поля доски.
Статья подготовлена по материалам из книги Николая Журавлева, "Шаг за шагом", ФиС, 1986