Процесс матования двумя слонами несколько сложнее, чем в рассмотренных нами до сих пор окончаниях, но не вызывает особых затруднений. И в этом типовом эндшпиле действуют по тем же принципам: сильнейшая сторона стремится постепенно ограничить подвижность неприятельского короля, а он, в свою очередь, старается как можно дольше задержаться в центре. Но если до сих пор в его оттеснении участвовали две фигуры (или даже одна!), то в рассматриваемом окончании в планомерной «облаве» на короля должны обязательно участвовать три — оба слона и король. Без слаженной игры всех трех фигур мат невозможен. Причем если при матовании ладьей и ферзем было достаточно оттеснить короля на край доски, то при двух слонах мат достигается только в углу или на смежных (соседних) с ним крайних полях. Матовые ситуации могут возникнуть и на других крайних полях доски, но, как мы убедимся в дальнейшем, лишь по недосмотру защищающейся стороны. Таким образом, мат может быть вынужден всего на 12 полях доски: на а1, а2, а7, а8, b1, b8, g1, g8, h1, h2, h7, h8
24
2
26
27
На диаграммах 24 и 25 показаны типичные заключительные позиции при матовании двумя слонами, один из которых атакует неприятельского короля, другой отрезает ему путь к отступлению (эти роли распределяются между слонами независимо от того, по каким они ходят полям). Также и король сильнейшей стороны препятствует своему черному коллеге выбраться из матовой сети.
Но особое внимание следует обратить на расположение короля белых. При матовании он должен обязательно находиться на расстоянии хода коня от углового поля. Без соблюдения этого правила мат невозможен.
На диаграмме 26 белый король уже загнан почти в самый угол, черный (здесь — представитель сильнейшей стороны) король занял одно из двух ключевых полей — с2. Далее следует: 1...Cd3—с4+ 2. Кра2—а1 Сb4—с3Х.
На диаграмме 27 белый король уже в углу, но черный еще не занял ключевого поля. Если же он попытается сразу захватить одно из них — 1...Kpf2 (поле g3 занято своим слоном), то белым пат. Как быть? Необходима перестройка: 1...Cg3—f4 (освобождается другое ключевое поле для короля; ничего не дает 1...Cg2+ 2.Kpg1 Cf2+ 3.Kph2 Cg3+ 4.Kpg1 и т.д.) 2.Kph1—g1 Kpf3—g3! 3.Kpg1—h1 Ch3—g2+ 4.Kph1—g1 Cf4—е3X.
Так же как и в рассмотренных ранее окончаниях, при матовании двумя слонами сильнейшая сторона должна остерегаться пата. Эта опасность наступает, как только одинокий король оказывается оттесненным на край доски. На диаграммах 28—31 изображены четыре типичные патовые позиции.
28
29
30
31
Теперь познакомимся поэтапно, как осуществляется оттеснение короля.
32
На диаграмме 32 черный король оттеснен на восьмую горизонталь (кстати, на каком из четырех краев доски и в какой угол оттесняется король, совершенно безразлично). Короли находятся в оппозиции — это наиболее выгодная стойка для сильнейшей стороны. Допустим, мы наметили оттеснить черного короля к ближайшему углу — а8, но тот собирается прорваться на королевский фланг через поле е8. Поэтому первый ход очевиден: 1.Ch7—g6. В случае 1.Cf5 Кре8 2.Cd7+, разумеется, не 2...Kpd8?? из-за 3.Cf6X, а 2...Kpf7, вырываясь на простор.
1...Kpd8—с8. Если теперь сыграть 2.Cf6, то черный король убегает с последней горизонтали — 2...Крb7. Что делать?
2.Kpd6—с6! Крс8—d8. Черные пытаются вырваться из тисков вновь на королевском фланге, однако...
3.Cg7—f6+. Слоны, расположенные на соседних диагоналях, как бы дополняют друг друга и отрезают неприятельскому королю путь к отступлению на один из флангов. Нетрудно убедиться, что отсечения только по одной диагонали, когда короли не находятся в оппозиции, недостаточно.
3...Kpd8—с8 4.Cg6—f5+ Крс8—b8 5.Крс6—b6! Крb8—а8 6.Cf5—е6! Важный выжидательный ход. Торопливое 6.Се5?? вело к пату, а 6.Се4+ Крb8 7.Се5+ позволяло черным затянуть сопротивление.
6...Кра8—b8 7.Cf6—е5+ Крb8—а8 8.Се6—d5X.
На втором ходу черный король мог попытаться прорваться через ферзевый фланг. В этом случае игра проходила бы так: 2...Крb8 3.Cd4 (можно и 3.Cf6 Кра7 4.Cd3 Крb8 5.Крb6 Крс8 6.Cf5+ Крb8 7.Се5+ Кра8 8.Се4X) 3...Крс8 4.Cf6 Крb8 5.Крb6 Крс8(а8) 6.Cf5+ Крb8 7.Се5+ Кра8 8.Се4X. Финал тот же.
33
В позиции на диаграмме 33 предстоит оттеснить белого короля на крайнюю горизонталь. Заодно намечаем, в какой угол мы его погоним. Допустим, h1.
1...Сс3. Знакомый уже прием отсечения. 2.Kpf2 Kpf4! 3.Кре2 Сс2. Возможно и 3...Сс4+, и если 4.Kpd1, то 4...Cd3 5.Kpc1 Кре3 6.Kpd1 Cb2 7.Kpe1 Сс2 8.Крf1 Kpf3! и далее как в примере 32. 4.Kpf2 Cd3 5.Kpg2 Kpg4 6.Kpf2 Cd2 7.Kpg2 Ce3 8. Kph2 Cf1! 9.Kph1 Kpf3!. 9...Кg3?? вело к пату. 10.Kph2 Kpf2! Ключевое поле занято! 11.Kph1 Cg2+ 12.Kph2 Cf4X. Финал, известный нам по диаграмме 25.
34
А теперь познакомимся с тем, как проходит игра при централизованном короле слабейшей стороны (диаграмма 34).
1.Cf4. Выстраивая неприступный для черного короля «вал» из простреливаемых слонами диагоналей h2—b8 и h3—с8. 1...Крс5. Если 1...Крc6, то 2.Крс4. 2.Крс3 Kpd5 3.Cf5. Знакомый прием. 3...Крс5 4.Се4. «Треугольник свободы» черного короля сужается. 4...Крb5 5.Крb3. Или 5.Се3. 5...Крс5 6.Се5 Крb5 7.Cd4 Кра5. Если 7...Кра6, то следует играть 8.Крс4!, но не 8.Крb4?? — пат! 8.Крс4! 8.Cd3?? вело к пату. 8...Кра6 9.Сс6. Выжидательный ход. 9...Кра5 10.Сb7 Кра4 11.Сb6, и возникла позиция, аналогичная изображенной на диаграмме 32. Далее игра идет по знакомому пути. Читателям предлагается самим довести это окончание до мата.
35
И, наконец, разберем какую-нибудь произвольную позицию (диаграмма 35).
1.Се3. Или 1.Cd3. 1...Kpd5 2.Cd3. Такое расположение слонов рядом, как, очевидно, уже заметили читатели, наиболее эффективно. Неприятельский король не может ни атаковать их, ни вырваться из сооруженной ими «клетки», границей которой являются занятые слонами диагонали. В дальнейшем белые стараются оттеснить черного короля к восьмой горизонтали.
2...Кре5 3.Kpg2(f2). На помощь идет король. 3...Kpd5 4.Kpg3(f3) Кре5 5.Kpg4 Kpd5 6.Kpf5, и получилась позиция, похожая на только что разобранную нами с централизованным черным королем (позиция повернута на 90°). Далее игра может проходить следующим образом: 6...Kpd6 7.Kpf6 Kpd5 8.Cf2 (выжидательный ход) Kpd6 9.Се4 Kpd7 10.Сс5 Крс7 11.Кре6 Kpd8 12.Сb7 Кре8 13.Сb6 Крf8 14.Kpf6 Кре8 15.Сс6+ Kpf8 16.Сс5+ Kpg8 17.Kpg6 Kph8 18.Ce7 (выжидательный ход) Kpg8 19.Cd5+ Kph8 20.Cf6X.
Обычно достаточно 18—20 ходов, чтобы заматовать одинокого короля двумя слонами и королем. Конечно, в некоторых местах слабейшая сторона может уклониться от главного варианта, но это поведет лишь к более быстрому мату. Иногда и сильнейшая сторона может сыграть эффективнее, что сократит весь процесс матования на 2—3 хода, но практического значения это не имеет. Советуем изучающим, пользуясь уже знакомым методом, самим потренироваться в матовании двумя слонами.
Упражнения
Решите следующие задачи:
1) белые — Крc6, Са5, Сс8; черные — Кра8; белые начинают и дают мат в 3 хода;
2) белые — Kpf6, Cd1, Ce1; черные — Kph7, при ходе белых во сколько ходов они быстрее всего вынуждают мат?
3) белые — Kpg5, Ch6, п. а7; черные — Kph7, п. g6; белые начинают и дают мат в 4 хода;
4) белые — Kph2, пп. a6, h3; черные — Kpf4, Се3, Cf3, п. h4;
черные начинают и дают мат в 3 хода;
5) белые — Кре4, Фh7, п. f7; черные — Кре6; белые начинают и дают мат в 2 хода;
6) белые — Kph4, Фс2, Са2, Cf8; черные — Кре5; белые начинают и дают мат в 2 хода;
7) белые — Кре6, Фg4, Сс5, Cf3, п. b4; черные — Крb5; белые начинают и дают мат в 2 хода;
8) белые — Крf1, Ла8, Сb8; черные— Kph1; белые начинают и дают мат в 3 хода;
9) белые — Kpf6, Сс5, п. g5; черные — Kph8; белые начинают и дают мат в 4 хода;
10) белые — Кре2, Cf4, Cg2; черные — Kph4; белые начинают и дают мат в 7 ходов.
Статья подготовлена по материалам из книги Николая Журавлева, "Шаг за шагом", ФиС, 1986