Вы используете устаревший браузер! Данный сайт может некорректно в нем работать!
Рекомендуем использовать один из следующих браузеров:
Google Chrome, Mozilla Firefox, Microsoft Edge, Safari
Игра в шахматы c компьютером или живым соперником в реальном времени.
Просто, быстро, бесплатно.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт

Ближайшие турниры

6м/игра +1с/ход
до старта меньше
Вы не можете учавствовать в турнирах.
6м/игра +1с/ход
до старта меньше
Вы не можете учавствовать в турнирах.

Вызов дня

Уровень 1
Поставьте мат за минимальное количество ходов.

Турнир по задачам

Решить первым 10 разных задач за 5 минут
до старта меньше

Случайные шахматы Фишера

Содержание > Виды шахмат
Дата добавления: 06.05.2008

Случайные шахматы (англ. Fischerandom Chess) или Шахматы 960 (англ. Chess 960), или Фишер-рэндом — вариант шахмат, придуманный 11-м чемпионом мира Робертом Фишером.

Правила в основном совпадают с классическими шахматами, но начальная расстановка фигур выбирается случайным образом, с определёнными ограничениями. Изменены правила рокировки.

История

О необходимости изменения правил классических шахмат говорилось многократно, практически с момента, когда классические правила были полностью сформированы. Причиной, побуждающей к нововведениям, было активное развитие шахматной теории, которое заставляло опасаться, что в скором времени шахматы ждёт ничейная смерть. К концу XX века стало, в общем, понятно, что ничейная смерть шахматам не будет грозить ещё долго, но появились два других мотива изменения правил: повышение увлекательности игры и защита от компьютера. Развитие дебютной теории привело к тому, что реальная борьба в партии начинается только на втором десятке ходов. В некоторых вариантах анализ проведён буквально до эндшпиля, большинство дебютов проанализировано настолько глубоко, что не оставляют места экспериментам и творчеству в начальной части партии; шахматист может лишь выбирать из известных, заученных вариантов. Компьютерные шахматы также создают игре массу проблем; дело даже не в том, что компьютер обыгрывает лучших шахматистов-людей, а в том, что появилась возможность использовать в турнирах компьютерные подсказки. Одна из причин силы компьютеров — то, что они могут хранить и оперативно использовать огромные массивы готовых вариантов, непосильные для человека.

Изобретением новых видов и модификаций шахмат увлекались и просто любители, и теоретики, занимающиеся изучением игр, и сильнейшие шахматисты. Так, например, Хосе Рауль Капабланка предлагал несколько вариантов новых шахмат, один из которых известен как шахматы Капабланки. В основном нововведения шли по нескольким направлениям, иногда одновременно: изменение правил ходов, изменение доски (размеров, а иногда и формы), введение новых фигур, изменение начальной позиции партии. Предлагались как весьма экзотические варианты, такие как гексагональные шахматы, так и просто шахматы по обычным правилам, но на сильно увеличенной доске.

Общий недостаток большинства «радикальных» вариантов — они представляют собой, фактически, новые игры, в которых от шахмат сохраняется только внешний вид и основные принципы. Это не умаляет самостоятельного значения и достоинств данных игр, но препятствует их широкому распространению среди шахматистов и делает крайне маловероятным массовый переход к ним от классических шахмат. Довольно давно известны «косметические» варианты реформы шахмат, разработчики которых стремились сохранить максимум от существующей игры. В этих вариантах ход партии меняется лишь за счёт нестандартной начальной расстановкой фигур и пешек. Вариантов довольно много, наиболее консервативные из них предусматривают произвольное размещение фигур на первой и восьмой горизонталях за фиксированным пешечным рядом и, возможно, некоторые ограничения на порядок расстановки. Предлагались варианты:

  • Произвольная расстановка фигур — она даёт до 25 миллионов начальных позиций.
  • Произвольная расстановка фигур с обязательно разнопольными слонами.
  • Произвольная симметричная расстановка фигур с разнопольными слонами.

Возможен вариант расстановки фигур «в открытую» — когда игроки перед партией ставят фигуры по одной, соблюдая очерёдность и зная, куда поставил фигуру соперник (при симметричном расположении игрок сначала ставит свою фигуру напротив поставленной противником, затем выбирает место для очередной своей), и «втёмную» — когда доска перед игрой разделяется непрозрачным экраном, игроки расставляют фигуры, после чего экран убирается. Вариант с произвольной открытой расстановкой и разнопольными слонами предлагал, например, в 1970-х годах Давид Бронштейн.

19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) 11-й чемпион мира по шахматам Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, по-русски употребляются названия «Фишер-рэндом», «Шахматы Фишера», «Случайные шахматы», «Случайные шахматы Фишера», «СШФ»). Особенности именно фишеровского варианта следующие:

  • Расстановка фигур не зависит от игроков — она случайна.
  • Чёрные и белые фигуры расставляются симметрично.
  • Слоны обязательно разнопольные.
  • Добавлено ограничение на взаиморасположение короля и ладей.
  • Сохранена рокировка, правила которой максимально приближены к правилам классических шахмат.

Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют «Шахматы 960». Как уже замечено, нельзя сказать, что Фишер был первым, кто предложил подобное преобразование, более того, вряд ли возможно определить, кто был первым на этом направлении. Однако именно вариант Фишера стал популярен среди профессиональных шахматистов, чему способствовала как известность разработчика, так и максимальная близость игры к классическим шахматам.

Правила

Поле, фигуры, ходы

В шахматы Фишера играют на обычной 64-клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правила рокировки.

Начальная позиция

Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии с помощью компьютерной программы «Fischerandom Chess Computerized Shuffler». Программа случайным образом выбирает начальную позицию, соблюдая следующие ограничения:

  • Пешки находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях);
  • Одна ладья должна находиться слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях a и h).
  • Слоны должны находиться на полях разного цвета.
  • Начальные позиции белых и чёрных являются симметричными относительно горизонтальной линии, проходящей по середине доски (то есть чёрные фигуры должны стоять на тех же вертикалях, на которых стоят одноимённые белые).

Первоначально Фишер предлагал независимую расстановку чёрных и белых фигур, что увеличивает количество вариантов начальных позиций. Но в конечном итоге пришли к симметричному варианту.

При отсутствии компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную (например, бросая игральные кости), по следующему алгоритму:

  1. Расставить пешки.
  2. Случайным образом выбрать вертикаль для белого короля из диапазона b1-g1.
  3. Случайным образом выбрать позиции для ладей: одну из диапазона a1-позиция короля, другую из диапазона от позиции короля до h1.
  4. Из оставшихся белых клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для белопольного слона.
  5. Из оставшихся чёрных клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для чёрнопольного слона.
  6. Из оставшихся полей случайно выбрать позицию ферзя.
  7. На два оставшихся поля первой горизонтали поместить коней.
  8. Чёрные фигуры расставить симметрично белым.

Легко видеть, что в результате получится позиция, удовлетворяющая ограничениям шахмат Фишера.

В условиях заданных ограничений возможно 960 различных стартовых позиций. Одна из них — точно такая же, как в классических шахматах.

Правила рокировки

Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур). Правила рокировки следующие:

  • Рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали a (для белых — слева, для чёрных — справа) традиционно называется «длинной рокировкой» (обозначается «0-0-0»), а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали h (для белых — справа, для чёрных — слева) — «короткой рокировкой» («0-0»).
  • В результате короткой рокировки король всегда ставится на вертикаль g, рокируемая ладья — на вертикаль f.
  • В результате длинной рокировки король всегда ставится на вертикаль c, рокируемая ладья — на вертикаль d.
  • Рокировка допустима при следующих условиях:
    1. Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода (в том числе не рокировались).
    2. Все поля между королём и ладьёй свободны.
    3. Конечные поля для короля и ладьи свободны (рокировка не может проводиться со взятием).
    4. Король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, она также не должна находится под боем).
    5. Король не находится под шахом перед рокировкой (запрещена рокировка «из-под шаха»).
    6. Король не находится под шахом после рокировки (запрещена рокировка «под шах»).

Существует альтернативная формулировка второго и третьего ограничений рокировки: «Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи, включая начальное и конечное поле, должны быть свободны, без учёта самих рокируемых фигур». Простейший анализ показывает, что указанные формулировки эквивалентны. В исходном варианте правил ограничения сформулированы в соответствии с первым вариантом.

В зависимости от начальной позиции, возможны четыре варианта перемещения фигур при рокировке:

  1. Король и ладья перемещаются на свободные поля (рокировка в два хода, как в обычных шахматах).
  2. Король и ладья меняются местами.
  3. Рокировка короля (когда перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции).
  4. Рокировка ладьи (когда перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции).

В соответствии с этим, возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твёрдо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, действует следующее правило: при игре с контролем времени ход считается сделанным, когда переключены часы. Соответственно, при рокировке игрок должен сначала поставить рокируемые фигуры на конечные поля, и только потом переключать часы. При игре без контроля времени игрок, желающий сделать рокировку, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: «рокируюсь» или «делаю рокировку».

Нотация

Обозначения полей доски и порядок записи партий полностью аналогичны классическим шахматам (алгебраическая нотация).

Анализ

Свою основную задачу — сделать непригодными старые дебютные наработки и лишить смысла проработку новых вариантов дебюта, — шахматы Фишера выполняют. Хотя 960 начальных позиций — это, в принципе, немного, особенно при наличии компьютера, даже этого разнообразия оказывается вполне достаточно, чтобы глубокий анализ вариантов дебюта стал бесполезным. Практически невозможно глубоко проанализировать все возможные дебюты, а прорабатывать варианты для каких-то конкретных начальных позиций бессмысленно — нет никакой гарантии, что в реальной партии будет встречена именно эта позиция. Безусловно, со временем начальные позиции будут классифицированы и для различных их типов будут сформулированы рекомендации и, возможно, даже просчитаны некоторые варианты, но глубина проработки вряд ли достигнет нынешнего «классического» уровня. Некоторые шахматисты высказывали надежду, что такое положение благотворно скажется на развитии теории дебютов, поскольку от механического перебора вариантов она вынужденно перейдёт к глубокому анализу более общих закономерностей дебютной борьбы и формулированию более общих критериев оценки позиции.

Характер борьбы в дебюте сильно зависит от выпавшей начальной расстановки фигур. Как показали уже довольно многочисленные турниры по шахматам Фишера, «классическая» начальная позиция оптимальна с точки зрения богатства вариантов и возможностей. Многие начальные позиции, сильно отличающиеся от классической, практически однозначно определяют оптимальную стратегию игры в дебюте, и шахматисту остаётся выбрать наиболее действенный способ реализации этой стратегии.

В миттельшпиле и, особенно, эндшпиле никакой разницы между шахматами Фишера и классическими шахматами нет. К третьему десятку ходов позиция приобретает достаточно обычный вид, а к началу эндшпиля часто уже невозможно определить, по каким правилам — классическим или фишеровским, — играется эта партия.

К интересным результатам привёл факт сохранения в шахматах Фишера несимметричной рокировки. Она явно обогатила игру, так как из-за неё даже зеркально-симметричные позиции являются существенно различными и приводят к разным продолжениям.

 

Источник .

Сейчас на сайте гостей: 294, пользователей: 125
Сейчас на сервере: Четверг 31 Октября 2024, 04:38
Классическая тема
Светлая тема
Тёмная тема НОВОЕ
На основе системной темы
Используется сейчас