Вы используете устаревший браузер! Данный сайт может некорректно в нем работать!
Рекомендуем использовать один из следующих браузеров:
Google Chrome, Mozilla Firefox, Microsoft Edge, Safari
Игра в шахматы c компьютером или живым соперником в реальном времени.
Просто, быстро, бесплатно.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт

Ближайшие турниры

3м/игра+1с/ход
до старта меньше
Вы не можете учавствовать в турнирах.
3м/игра+1с/ход
до старта меньше
Вы не можете учавствовать в турнирах.

Вызов дня

Уровень 1
Поставьте мат за минимальное количество ходов.

Турнир по задачам

Решить максимум задач за 5 минут
до старта меньше

Урок 5. Мат слоном и конем. Часть 1

Содержание > Все для начинающего шахматиста > Техника матования одинокого короля в элементарных окончаниях
Дата добавления: 02.02.2015

  Мы неоднократно подчеркивали важность согласованной игры фигур при матовании одинокого короля. Еще большее значение этот принцип взаимодействия сил, выражающийся в том, что каждая фигура своей деятельностью на шахматной доске дополняет деятельность других фигур, приобретает при матовании слоном и конем. Вообще, матование одинокого короля — хорошая школа для изучения основ взаимодействия фигур.

  Рассматриваемый нами здесь эндшпиль представляет определенную трудность не только для начинающих, но и для разрядников. Бывали случаи, что и опытные шахматисты не справлялись с матованием слоном и конем за 50 ходов. Во всяком случае, для достижения мата при наиболее неблагоприятном расположении фигур сильнейшей стороне необходимо, как правило, около 35 ходов, а это довольно близко к ничейному пределу (50 ходов). Поэтому процесс матования конем и слоном требует большой точности.

  План действий, как и в рассмотренных ранее окончаниях, для сильнейшей стороны заключается в постепенном ограничении подвижности неприятельского короля, а для слабейшей — в стремлении как можно дольше задержаться королем в центре доски.

  В этом эндшпиле мат может быть вынужден только на шести полях доски: в одном из двух углов, доступных слону, или на смежных полях.

 

    

36

   

37

 

  На диаграммах 36 и 37 показаны типичные заключительные позиции при матовании слоном и конем. Обращаем внимание изучающих на два главных условия, без соблюдения которых достижение мата невозможно. Это, во-первых, как и при матовании двумя слонами, король сильнейшей стороны должен обязательно находиться на расстоянии хода коня от углового поля. И, во-вторых, мат вынуждается только в одном из двух углов, доступных слону.

 

    

38

   

39

 

  На диаграммах 38 и 39 белые у самой цели: неприятельский король заперт в нужном углу, и следует лишь аккуратно провести заключительные удары.

  38. 1.Ка6+ Кра8 2.Сс6Х (мат слоном).

  39. 1.Cg7+ (не 1.Ке7??, и пат) Kpg8 2.Ке7X или 2.Кh6X (мат конем).

  Если в позиции на диаграмме 38 был бы ход черных, то белые, сделав предварительно выжидательный ход, добиваются того же финала. Например, 1...Кра8 2.Се6 Крb8 3.Ка6+ Кра8 4.Cd5X. В позиции на диаграмме 39 белые могут обойтись даже без выжидательного хода: 1...Kpg8 2.Ке7+ Kph8 3.Cg7X.

 

    

40

 

  На диаграмме 40 черный король оттеснен почти в самый угол. Задача белых — не выпустить неприятельского короля из этого угла и построить там ему матовую клетку. Посмотрим, как это достигается.

  1. Крb6! Король сильнейшей стороны занимает ключевое поле. 1...Крс8 2.Се6+. Или 2.Се8. 2...Крb8. Вынужденное возвращение в плохой для черного короля угол. 3.Кс5 Кра8 4.Cd7! Выжидательный ход. Плохо 4.Ка6?? или 4.Kd7??, и черным пат. Непоследовательно и 4.Cd5+ Kpb8 5.Ка6+? Крс8, и черный король вырывается из матовой сети, после чего потребуется немало усилий от белых, чтобы короля соперника вновь загнать в нужный угол. 4...Крb8 5.Ка6+ Кра8 6.Сс6X.

  Как, очевидно, уже заметили читатели, сильнейшую сторону и в этом эндшпиле подстерегают патовые ситуации. Поэтому у края доски необходимо быть осторожным.

  Теперь познакомимся, как осуществляется оттеснение одинокого короля в нужный угол. Способ оттеснения, которым мы будем пользоваться, предложен около 200 лет назад известным французским шахматистом Ф. Филидором (1726—1795), а методика обучения этому окончанию разработана более 50 лет назад польским мастером Д. Пшепюркой (1880—1940).

 

    

41

 

  Позиция, изображенная на диаграмме 41, будет для нас отправной. Ее запомнить нетрудно, так как все четыре фигуры расположены на одной прямой, а конь держит под ударом безопасный для черного короля угол (это обстоятельство должно облегчить запоминание, какую фигуру куда ставить, так как слон не может взять под контроль это угловое поле h8). Белый король приблизился к неприятельскому на самое близкое расстояние и занимает наиболее выгодное положение (оппозицию!). Обратите особое внимание на взаимодействие белых фигур: у каждой из них своя роль, и все они в игре дополняют друг друга.

  Задача белых — оттеснить неприятельского короля в белый угол (так как слон белопольный!), то есть в угол а8 (можно и в угол h1, но он дальше угла а8). Черный король будет стремиться прорваться в центр или в один из безопасных углов — h8 или а1 (там ему мат не грозит — проверьте сами!).

  В дальнейшем ходы белого короля и слона не требуют особых пояснений: обе фигуры стремятся отрезать поля вокруг черного короля, по которым он мог бы прорваться в нужном ему направлении. Менее очевидны ходы коня: его маршрут, напоминающий латинскую букву W, показан на диаграмме 42. Других ходов, пока черный король не загнан в угол а8, конь не должен делать, иначе черный король может выскользнуть на свободу.

 

    

42

 

  Итак, 1.Ch7, сразу отрезая путь неприятельскому королю в желанный для него угол. 1...Кре8 2.Ке5. Конь отправляется по своему маршруту. Преждевременно было 2.Кре6, так как после 2...Kpf8 белым пришлось бы вернуться королем на f6, чтобы не выпустить черного короля на g7. Теперь игра распадается на два варианта: А. 2...Kpf8 и Б. 2...Kpd8. Рассмотрим их по очереди.

  А. 2...Kpf8 3.Kd7+ Кре8 4.Кре6. Вот теперь наступило самое время для хода королем. 4...Kpd8 5.Kpd6 Кре8 6.Cg8. Или 6.Cg6+. 6...Kpd8 7.Cf7. Возникла позиция, сходная с изображенной на диаграмме 41 после вступительного хода 1.Ch7, но передвинутая к углу а8 на две вертикали. 7...Крс8 8.Кс5. Знакомый маневр! 8...Kpd8 9.Кb7+ Крс8 10.Крc6 Крb8. Перед нами позиция, изображенная на диаграмме 40. 11.Крb6 Крс8 12.Се8. Или 12.Се6+. 12...Крb8 13.Cd7 Кра8 14.Кс5. Завершающий маневр. 14...Крb8, и белые ставят мат в два хода, как на диаграмме 38.

  Б. 2...Kpd8. Черный король пытается прорваться в центр по левому флангу. 3. Кре6. Белый король преследует черного коллегу, не допуская, чтобы тот слишком отдалился. 3...Крс7. Кажется, что черным удалось прорваться, однако... 4.Kd7! Маршрут коня тот же! 4...Крc6 5.Cd3! Обратите внимание на то, как взаимодействуют белые фигуры. 5...Крс7 6.Се4 Kpd8. Увы! Печальная необходимость: черный король вынужден вернуться на край доски. 7.Kpd6! Кре8 8.Cd5. Или 8.Cg6+. 8...Kpd8. Опять знакомая картина! 9.Cf7 Крс8 10.Кс5 Крb8. Или 10...Kpd8 11.Кb7+ Крс8 12.Крc6 и т.д. 11.Крc6 Кра7 12.Се6. Возможно и 12.Крс7, сразу занимая одно из ключевых полей. Правда, этот путь на ход длиннее. Попробуйте сами в этом убедиться. 12...Крb8 13.Крb6 Кра8 14.Cd7 Крb8 15.Ка6+ Кра8 16.Сс6Х.

  Предлагаем вам убедиться и в том, что и другие ходы черного короля сути дела не меняют. Следует только помнить, что фигуры сильнейшей стороны должны согласованными действиями строить барьер на пути неприятельского короля и гнать его в угол цвета слона. Причем конь передвигается по строго намеченному маршруту. Конечно, во время партии могут возникнуть позиции с фигурами, расположенными в менее удобных положениях. Тогда посредством маневрирования необходимо достичь знакомой нам ситуации, чтобы завершить игру по известной схеме.

  О том, как оттеснять централизованного короля на край доски, мы расскажем в следующем уроке.

  

   Статья подготовлена по материалам из книги Николая Журавлева, "Шаг за шагом", ФиС, 1986 

Сейчас на сайте гостей: 342, пользователей: 156
Сейчас на сервере: Понедельник 9 Декабря 2024, 01:49
Классическая тема
Светлая тема
Тёмная тема НОВОЕ
На основе системной темы
Используется сейчас