Вы используете устаревший браузер! Данный сайт может некорректно в нем работать!
Рекомендуем использовать один из следующих браузеров:
Google Chrome, Mozilla Firefox, Microsoft Edge, Safari
Игра в шахматы c компьютером или живым соперником в реальном времени.
Просто, быстро, бесплатно.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт

Ближайшие турниры

4м/игра +1с/ход
до старта меньше
Вы не можете учавствовать в турнирах.
4м/игра +1с/ход
до старта меньше
Вы не можете учавствовать в турнирах.

Вызов дня

Уровень 1
Поставьте мат за минимальное количество ходов.

Турнир по задачам

Решить максимум задач за 5 минут
до старта меньше

Урок 6. Мат слоном и конем. Часть 2

Содержание > Все для начинающего шахматиста > Техника матования одинокого короля в элементарных окончаниях
Дата добавления: 02.02.2015

  Когда одинокий король находится в центре доски, сильнейшая сторона прежде всего старается вытеснить его оттуда. Это достигается посредством централизации сил, чему одинокий король не может воспрепятствовать. Он в состоянии продержаться в центральной части доски лишь около десяти ходов. Наиболее удачное расположение фигур сильнейшей стороны в центре, к которому необходимо стремиться, показано на диаграмме 43. Разумеется, годятся и другие позиции с подобным расположением сил. Как прийти к такой схеме, посмотрим на следующем примере (диаграмма 44).

 

    

43

    

44

 

  1.Крb4 Кре5 2.Крс5 Кре4 3.Кс4 Kpf5 4.Ch7+ Kpf4 5.Kpd4 Kpf3 6.Ce4+ Kpf4, и белые построили нужную нам схему. Конечно, черный король может оказаться не только на поле f4, но и на других полях (например, на е6, f6, b4).

  Итак, белые фигуры доминируют в центре, а черный король вытеснен оттуда. Очередная задача белых — оттеснить неприятельского короля на край доски, а затем — в угол цвета слона (то есть в данном случае на а8 или h1). Посмотрим, как с этой задачей справилась ЭВМ (черными играл мастер).

  7.Ке5 Kpg5 8.Cg6 Kpf6. Если 8...Kpf4, то 9.Kf7!, и черный король вынужден будет сразу отправиться в не желанный для него угол. Например: 9...Kpf3 10.Kpd3 Kpf4 11. Кре2 Kpg4 12. Кре3 и т.д. Поэтому он избирает безопасный угол, коль скоро вынужден оставить центральный участок доски.

  9.Kpd5 Kpg7. В случае 9...Kpg5 10.Кре6 Kpf4 11.Kc4! белые, создавая барьеры на пути черного короля, гонят его в угол h1. 10.Кре6 Kpg8. На 10...Kph6 достаточно 11.Kpf5 (нельзя 11.Kpf6??, и черным пат) 11...Kpg7 12.Kpg5 Kpg8 13.Kpf6, что приводило к главному варианту, случившемуся в окончании ЭВМ—мастер. 11.Kpf6 Kph8 12.Kf7+. «Выкорчевывая» короля из угла h8. 12...Kpg8 13.Cf5. И перед нами позиция из прошлого урока (диаграмма 41). Дальнейшее нам уже хорошо знакомо и не требует особых пояснений.

  13...Kpf8 14.Ch7 Kрe8 15.Ке5 Kpd8 16.Кре6 Крс7 17.Kd7 Крc6 18.Cd3 Крс7 19.Се4 Kpd8 20.Kpd6 Кре8 21.Cg6+ Kpd8 22.Кс5 Крс8 23.Cf7 Kpd8 24.Kb7+ Kpc8 25.Крc6 Kpb8 26.Крb6 Крс8 27.Се6+ Крb8 28.Кс5 Кра8 29.Cd7 Крb8 30.Ка6+ Кра8 31.Сс6Х.

  Таким образом, план белых в произвольной позиции 44 состоял из четырех частей:

  1) вытеснение неприятельского короля из центра;

  2) оттеснение неприятельского короля на край доски;

  3) оттеснение неприятельского короля в нужный угол;

  4) матование.

  Разыграйте еще раз этот пример, стараясь четко определить все четыре части плана белых.

 

    

45

 

  Позиция, изображенная на диаграмме 45, может возникнуть в рассмотренном нами примере 44, если черные вместо 9...Kpg7 изберут 9...Kpg5 (см. примечание к девятому ходу). Разберем примерный вариант игры сторон и при таком продолжении.

  10.Кре6 Kpf4. Черный король пытается прорваться в другой хороший для него угол — a1. В случае 10...Kph6 11.Kpf5 все сводится к знакомой уже ситуации. 11.Кс4! Kpf3. Или 11...Kpg5 12.Cd3 Kph6 13.Kpf6 Kph5 14.Ке3 Kph4 (14...Kph6 15.Kg4+ Kph5 16.Kpf5 и т.д. по знакомой схеме) 15.Kpf5 Kpg3 16.Kg4 Kpf3 17.Kpg5 Kpg3 18.Ce4 Kph3 19.Kpf4 Kph4 20.Сg6 Kph3 21.Ке3 Kph4 22.Kg2+ и т.д.

  12.Кре5 Кре2 13.Сс2! Kpf3 14.Cd1+! Kpf2 15.Kpf4 Kpe1 16.Cf3 Kpf2 17.Ka3. Перевод коня на нужный маршрут. 17...Kpe1 18.Кре3 Kpf1 19.Кс2 Kpg1 20.Се4 Kpf1 21.Kpf3 Kpg1 22.Kpg3 Kpf1 23.Cd3+ Kpg1 24.Ke1. Конь идет на h3. 24...Kph1 25.Kg2 Kpg1 26.Kf4 Kph1 27.Ce2 (выжидательный ход) 27...Kpg1 28.Kh3+ Kph1 29.Сf3X.

  Для лучшего изучения разобранного эндшпиля советуем поупражняться в его разыгрывании с партнером. Начинать игру рекомендуем с любой произвольной позиции.

     

  Упражнения

  Решите следующие задачи (во всех начинают белые):

  1) белые — Крb6, Лb7; черные — Кра8, Ка6; мат в 2 хода;

  2) белые — Kpf6, Фf1; черные — Kph8, Ch7, п. g6; мат в 2 хода;

  3) белые — Крс4, Фа7, п. f7; черные — Крс6; мат в 2 хода;

  4) белые — Крс7, Фf6, Лb1; черные — Кра8, Сс8, пп. а7, b7; мат в

2 хода;

  5) белые — Кре5, Лh7, Kd8; черные — Кра8; мат в 3 хода;

  6) белые — Крс2, Лh8, Cf8, Kh6; черные — Kpa1, Сс3, п. а2; мат в

3 хода;

  7) белые — Kpf6, Cf3, Kf5, п. е2; черные — Kpf4; мат в 3 хода;

  8) белые — Крf1, Cf2, Kg4; черные — Kph1, п. g5; мат в 4 хода;

  9) белые — Крс2, Ке3; черные — Кра2, п. а3; мат в 5 ходов;

  10) белые — Крс2, Сh6, Кс4; черные— Kpa1; мат в 3 хода;

  11) белые — Кра3, Ch2, Ка2; черные — Kpa1; мат в 5 ходов;

  12) белые — Крb6, Ch3, Kd1; черные — Крb8; мат в 5 ходов.

  

 Статья подготовлена по материалам из книги Николая Журавлева, "Шаг за шагом", ФиС, 1986  

Сейчас на сайте гостей: 291, пользователей: 111
Сейчас на сервере: Суббота 18 Мая 2024, 02:49
Классическая тема
Светлая тема
Тёмная тема НОВОЕ
На основе системной темы
Используется сейчас